Индекс роста потребительских цен или как рассчитать реальный рост цен

Как рассчитывают реальный рост цен на продукты в розничных сетях

Розничные сети рассчитывают реальный рост цен не по отдельному списку товаров (в отличии от методики РОССТАТ), а по всем товарам в магазине.

Существует два подхода

  1. рост цен по всем товарам без учета объема продаж. Прежде всего, отражает как изменяются цены для покупателя независимо от их стоимости и продаж. Например, вы видите рост цен на молоко с 85 руб. до 92 руб. (108%) и рост цен на сыр с 807 руб. до 921 руб. (114%). Но при этом не учитываются продажи сыра и молока, следовательно индекс роста потребительских цен рассчитывается как среднее (108%+114%)/2=111%.
    •  
    • Этапы расчета:
      1. Рост цен рассчитывается с привязкой к конкретной позиции (PLU). Если данная позиция отсутствовала в одном из периодов, то он исключается.
      2. По каждому PLUсчитается % роста цен текущего периода, относительно прошлого периода
      3. Инфляция считается как средний % по всем позициям сети
% роста цен 1 =
Цена 1 текущий период
Цена 1 прошлый период
Инфляция % =
% роста цены 1+…+% роста ценыn
n

где n это количество товаров в обоих периодах

Формула расчета Инфляции

  • 2. рост цен по всем товарам с учетом объема продаж. В данном случае % инфляции взвешивают на долю продаж товара в общем товарообороте магазина. Рассмотрим наш пример с молоком и сыром. Предположим Сыра продали 5 кг по цене 921 руб., а молока продали 3 литра.
  • Получается общий товарооборот равен: 921 руб. * 5 кг+85 руб.*3 шт= 4605 +255 =4860 руб.
  • Доля сыра в товарообороте составит: 4650 /4860  =95%,
  • Доля молока составит: 255/4860 = 5%
  • Рост цен взвешиваем на долю продаж каждого товара: 95%*108%+5%*35%=108,3%

В результате получаем рост цен не для покупателя, а для розничной сети. При этом сети необходимо рассчитывать не только свой рост цен, а также и изменение стоимости закупочных цен. Следовательно, ритейл может понести убытки, если рост закупочных цен не сразу проецируется на стоимость для покупателя.

Формула расчета роста цен на продуктовую корзину

Расчет инфляции продуктовой корзины позволяет оценить как изменилась стоимость денежной массы для покупателя. Покупателю не столь важно как в среднем выросла цена по каждой отдельной позиции. Вы ходите в магазин и покупаете свой регулярный набор товаров, к примеру, стоимость корзины для вас составляет 5000 руб. При этом в вашей продуктовой корзине изменилась цена на соль с 10 до 14 руб. (+40%) и стоимость сыра с 807 до 921 руб. (+14%). Итоговая стоимость корзины составила 5118 руб. И если считать по среднему изменению цены на товар, то рост цены на соль сопоставляется с ростом цены на сыр, в то время как соль выросла всего на 4 руб., а сыр на 114 руб. Для того, чтобы учитывать ценность каждого продукта в корзине  используется следующий метод расчета:

  1. В расчете стоимости учитываются продукты присутствующие в обоих периодах
  2. Прежде всего рассчитывается суммарная стоимость продуктовой корзины
  3. Рассчитывается % роста всей продуктовой корзины

формула расчета стоимости продуктовой корзины

 

Инфляция продуктовой корзины% =
сумма стоимости товаров текущий период
сумма стоимости товаров прошлый период

 

Чернова ДарьяАвтор: Чернова Дарья
24.11.2017г

Поделись или поставь Like, чтобы не потерять информацию

Оцените статью

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?