Товарный запас в днях и управление товарными запасами в торговле

Товарный запас в торговле – один из ключевых индикаторов эффективной работы магазина. Благодаря ему возможно оценить, какой товар в достаточном объеме, а какой не успеет реализоваться до окончания срока годности.

Давайте посмотрим на супермаркет. Проходя по рядам, мы видим стройную выкладку. Молоко стоит в пять рядов, ряженка в два ряда, а элитный алкоголь – в единичном экземпляре. Как понять, какое количество необходимо для поддержания запаса в магазине? У молока и алкоголя разные сроки годности, различные продажи и в результате – различные товарные запасы.

Приведем всё к единому показателю – к дням. Товарный запас в днях – это за сколько дней товар будет реализован, с учетом текущих остатков и средней реализации. Теперь мы знаем, что молока – на 4 дня, а алкоголя – на неделю.

Отчет по товарным запасам в днях позволит сократить излишние объемы и обеспечит достаточное количество для поддержания продаж.

Описание отчета “Товарный запас в днях”

Отчет формируется по товарам с товарным запасом, превышающим установленную границу. Например, формируем отчет с товарным запасом более 30 дней

 

Причины роста товарных запасов в торговле

Крупные нерегулярные покупки, которые не исключили при формировании заказа
В магазине был всплеск продаж. Но при формировании заказа на поставку его не исключили. Заказ пришел в большем объеме, чем необходимо, и увеличил товарный запас магазина.
Например, в магазине продают 5 бутылок шампанского в день. Один раз покупатель выкупил 50 штук на свадьбу. Данные продажи значительно превышают регулярные.
Заказ формируется на основе прошлых продаж, и если не исключить 50 шт., то в магазин придет больший объем, чем нужно.

Некорректные страховые запасы магазина

Страховой запас – это объем товара до следующей поставки в магазин. Страховые запасы включают в себя выкладку и прогнозируемый объем продаж до следующей поставки.

Причины некорректного страхового запаса:

  • ● неучтенные коэффициенты сезонности (например, сокращение продаж после праздников);
  • ● нарушение графика поставок;
  • ● расширенная выкладка по товарам с низкими продажами.

Пересортица товара
В результате пересортицы одна позиция продается и уходит в отрицательные остатки, а другая стоит без движения. Из-за путаницы на остатках висит товар, которого нет, что формирует виртуальный товарный запас в программе.

Коммерческая выкладка товара

Например, было оплачено место для рекламной стойки, которую заполняют товаром, чтобы она не стояла пустая. Выкладка большая, а продажи недостаточные, и в результате товарный запас в днях растет.

Продукции нет в торговом зале

Товар заставлен на складе или выложен в недостаточном объеме. Для покупателя товара нет. Если товар не доступен, то продажи снизятся, а запас вырастет.

Поставка сезонного товара

Ожидается сезон, и товар завозят к его началу. Поставки большие, но продаж еще нет. Такие отклонения допустимы и не требуют корректировок.

Например, поставка новогоднего ассортимента в ноябре приведет к росту показателей. Продажи еще недостаточные, а поставки – с учетом роста реализации в праздники.

Излишки

В магазин пришел больший объем, чем было заказано, но расхождения не проведены в программе. В результате фактические остатки расходятся с данными в программе.

Норма товарного запаса в днях

Норма товарного запаса в днях показывает, за какое количество дней товар будет реализован. Показатель рассчитывается из текущих остатков и средних продаж.

Товарный запас дни

  • Например, в магазине 70 упаковок молока.
  • За последние 14 дней продалось 98 упаковок.
  • Рассчитываем средние продажи в день: 98 / 14 дней = 7 шт.
  • В среднем продается 7 штук в день.
  • Следовательно, 70 штук, продаваясь по 7 в день, закончатся через 10 дней, значит, наш запас – на 10 дней.

Директор магазина должен выдерживать норму товарного запаса по магазину от 20 до 24 дней. Для того чтобы достигнуть нормы, вначале определяем причины возникновения товарных запасов, далее сокращаем их по группам.

Норма товарного запаса в днях по категориям

Категория Норма товарного запаса в днях
Овощи и фрукты 3 дня
Молочная продукция 3-4 дня
Мясная гастрономия7 дней
Рыбная гастрономия 7 дней

Регулярность

  • Еженедельно при наличии проблем в магазине
  • Ежемесячно, если в магазине нет проблем

Группировка отчета

  1. По товарам
  2. По группам товаров

Показатели отчета

  1. Остаток (руб./шт.)
  2. Товарный запас в днях

Управление товарными запасами в торговле

Норма товарного запаса в дняхУправление товарными запасами в торговле – это всегда баланс между излишками и недополученными продажами. Если товарного запаса недостаточно  – продажи снизятся, если товарного запаса много – растет списание в магазине.
Для поддержания баланса контролируем товарный запас по каждой категории отдельно.
Мы уже определили, что товарный запас в днях – это за какое количество дней товар будет реализован. Получается, что чем меньше срок годности товара, тем быстрее он должен быть продан. Не может быть запас для молока 20 дней, если его срок годности неделя. Через неделю его придется списать. С другой стороны, излишки стирального порошка могут храниться очень долго.
Но излишние объемы одного товара приводят к тому, что другого товара недостаточно.

Скоропортящийся товарУправление товарным запасом

Норма товарного запаса рассчитывается как половина от срока годности. Например, если средний срок годности неделя, то норма товарного запаса должна быть в два раза меньше — 3­–4 дня. Если остаток больше – необходимо принимать меры, чтобы успеть реализовать до окончания срока годности.

Если рассчитывать товары длительного хранения так же, то норма для стирального порошка составит 365 дней при сроке годности 24 месяца. В торговле это недопустимо. Товарный запас в торговле – замороженные деньги, чем быстрее они оборачиваются, тем большую прибыль получает компания.

Товары с длительным сроком годности

Для продукции со сроком годности более 1,5 месяцев норма определяется как средний показатель товарного запаса в днях в разрезе каждой категории. Товары, превышающие среднее значение по категории, проверяем. Особое внимание ТОП-5 позиций с максимальным товарным запасом в днях.

Например, анализируем моющие средства. Общий показатель по категории 24 дня – норма. Заглянем внутрь.  Предположим, сейчас январь, формируем отчет по моющим средствам. Наибольший товарный запас – по группе “Средства для мытья окон”. Кто будет мыть окна зимой? Данная позиция не будет продаваться еще полгода, поэтому принимаем меры.

Если не сформировать детальный отчет внутри категории, “Средства для мытья окон” останутся незамеченными считая, так как посчитают, что норма в категории выполнена и нет необходимости что-то делать.

Чтобы выявлять позиции, увеличивающие товарный запас в днях, рассматриваем каждую группу товаров в отдельности.

Как сократить товарный запас в торговле

Проверяем правильность проведения документов: возвраты, приемка, списание, оприходование.

Проверяем фактическое наличие. Идем в торговый зал и находим товары с большими товарными запасами. Когда мы видим товар, многое становится понятно. Он может быть заставлен, может идти агрессивная акция на аналог, из-за чего объемы нашей позиции снизились, и чаще всего – товара нет в торговом зале.
Ежедневно контролируем товары без движения. Отчет “По последнему чеку” позволяет находить позиции без продаж.
Например, мы видим на остатке 60 бутылок воды, приход был вчера, а дата последнего чека – полгода назад. Товарный запас по позиции превысит норму, но причина в том, что его только поставили и еще не успели выставить в торговый зал.

Сокращаем товарный запас в днях в магазине 2

Показатели отчета
● Дата последнего чека по товару
● Остаток (шт./руб.)
● Средние продажи в неделю
● Дата последнего прихода
Сокращаем остатки по товарам:

    • ▬ Договариваемся на возврат поставщику.
    • ▬ Договариваемся с соседними магазинами забрать излишки.

Стимулируем увеличение продаж:

    • ✚ Расширяем выкладку
    • ✚ Стимулируем перекрестные продажи (cross-промо). Например, открывашки ставим рядом с пивом.

В крайнем случае – уценяем. Уценка – это реализация по себестоимости и ниже нее. Когда – продать хотя бы по какой-то цене лучше, чем не продать совсем. Снижая цену, магазин теряет прибыль, поэтому задача – сократить товарный запас за счет первых пяти пунктов.

Эксперты

 

 

Чернова Дарья

Поделись или поставь Like, чтобы не потерять информацию и быть в курсе новых статей сайта: