Коэффициент сезонности объема продаж в магазинах или как спрогнозировать изменение продаж

Сезонность товаров отражает на сколько изменятся продажи на товары в будущем относительно заданного периода. Коэффициент сезонности используется для прогнозирования продаж на основе фактических продажах в прошлом.

Особенности расчета коэффициента сезонности:

 

  1. Сезонность учитывает влияние внешних факторов на изменение продаж. Основным признаком показателя сезонности является то, что мы не можем оказать влияние на его изменения. Например, увеличение продаж на цветы и конфеты в праздники 8 марта или рост объемов продаж мороженного в летний период. Мы не можем повлиять с вами на жаркую погоду или наличие праздников. Следовательно, все эти факторы являются внешними и относятся к сезонным колебаниям.
  2. Расчет сезонности исключает внутренние факторы изменения продаж Исключаем все колебания продаж в текущем периоде связанные с деятельностью магазина, которая не планируется в будущем. Например, проведение промо акций или отсутствием товара на полке.
  3. Используются только сопоставимые продажи по магазинампоказатель LFL

Совет:

Не используйте усреднение показателя по месяцам, используйте отклонения от текущего периода. Нередко можно встретит рекомендацию – «при расчете коэффициента сезонности рассчитайте среднее значение продаж за период и посмотрите отклонение продаж относительно каждого месяца». В результате, данный метод приводит к ошибкам расчетах, так как не учитывает относительно какого месяца вы планируете продажи.

Коэффициент сезонности в розничной торговле

Сезонность%=
Продажи0
Продажи1
Факт продаж искомого периода
Факт продаж равносильного периода в прошлом

Как рассчитать сезонность продаж? Формулы и таблица сезонности в Excel.

Давайте рассмотрим пример расчета. Предположим, что сейчас январь месяц и нам надо рассчитать сезонность продаж на следующий год по месяцам.

  1. Исключаем все внутренние факторы, которые не планируются в будущем (акции, недопоставки и т.д.)
  2. Учитываем только магазины и объекты LFL.
  3. Возьмем продажи за прошлый период –  за год. Так как на дворе январь, то нам необходимо посмотреть на сколько продажи последующих месяцев отличаются от января.
  4.  Делим продажи февраля прошлого периода на январь прошлого периода.  И так последующие месяцы.
  5.  В результате мы получаем коэффициент, перемножив который на текущие продажи января мы получим прогноз продаж на будущий период.

 

Коэффициент сезонности в феврале относительно января 

Сезонностьфевраля=
Факт продажфевраля
Факт продажянваря

Коэффициент сезонности товаров по месяцам в продажах по категориям

Каждая категория товаров имеет свое сезонное изменение продаж. Индекс сезонности в таблице рассчитан:

  • • на основе факта продаж 456 магазинов формата Супермаркет
  • • исключены все продажи промо акций
  • • Учтены только сопоставимые магазины, присутствующие в течении всего периода (LFL)
  • • Анализ построен на основе трех лет продаж

КатегорииБакалеяВодаДиабетическое питаниеКондитеркаМолокоМясоОвощи и фруктыПивоПтицаРыба

Коэффициент сезонности Бакалея
Индекс сезонности в сентябре относительно января больше на 23%

Коэффициент сезонности Вода
Наибольшие продажи по воде приходятся на май- на 36% больше продаж января

Коэффициент сезонности Диабетическое питание

Коэффициент сезонности Кондитерка

Коэффициент сезонности Молоко

Коэффициент сезонности Мясная гастрономия Коэффициент сезонности Мясо

Коэффициент сезонности Овощи Коэффициент сезонности Фрукты
Коэффициент сезонности отражает динамику изменения продаж в продуктовых магазинах. Снижение продаж на овощи и фрукты с мая  по сентябрь связанно со снижением стоимости в летний период.

Коэффициент сезонности Пиво  

Коэффициент сезонности Птица


Коэффициент сезонности Рыба

Продажи по дням недели

День недели играет важную роль в изменении продаж в розничной торговле. Самые низкие продажи приходятся на понедельник, а пик выручки приходится на субботу. Следовательно, выручка магазинов в субботу в 1,5 раза выше выручки понедельника.

Чернова ДарьяАвтор Чернова Дарья
05.04.2018г

Поделись или поставь Like, чтобы не потерять информацию:

Оцените статью

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Если статья была для вас полезна, ставьте Лайк или поделитесь информацией со своими друзьями.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *