Коэффициент сезонности объема продаж в магазинах или как спрогнозировать изменение продаж

Сезонность товаров отражает на сколько изменятся продажи на товары в будущем относительно заданного периода. Коэффициент сезонности используется для прогнозирования продаж на основе фактических продажах в прошлом.

Особенности расчета коэффициента сезонности:

 

  1. Сезонность учитывает влияние внешних факторов на изменение продаж. Основным признаком показателя сезонности является то, что мы не можем оказать влияние на его изменения. Например, увеличение продаж на цветы и конфеты в праздники 8 марта или рост объемов продаж мороженного в летний период. Мы не можем повлиять с вами на жаркую погоду или наличие праздников – все эти факторы являются внешними и относятся к сезонным колебаниям.
  2. Расчет сезонности исключает внутренние факторы изменения продаж Исключаем все колебания продаж в текущем периоде связанные с деятельностью магазина, которая не планируется в будущем. Например, проведение промо акций или отсутствием товара на полке.
  3. Используются только сопоставимые продажи по магазинампоказатель LFL
  4. Не используйте усреднение показателя по месяцам, используйте отклонения от текущего периода. Нередко можно встретит рекомендацию – «при расчете коэффициента сезонности рассчитайте среднее значение продаж за период и посмотрите отклонение продаж относительно каждого месяца». Данный метод приводит к ошибкам расчетах, так как не учитывает относительно какого месяца вы планируете продажи.

 

Коэффициент сезонности в розничной торговле

Сезонность%=
Продажи0
Продажи1
Факт продаж искомого периода
Факт продаж равносильного периода в прошлом

Как рассчитать сезонность продаж? Формулы и таблица сезонности в Excel.

Давайте рассмотрим пример расчета. Предположим, что сейчас январь месяц и нам надо рассчитать сезонность продаж на следующий год по месяцам.

  1. Исключаем все внутренние факторы, которые не планируются в будущем (акции, недопоставки и т.д.)
  2. Учитываем только магазины и объекты LFL.
  3. Возьмем продажи за прошлый период —  за год. Так как на дворе январь, то нам необходимо посмотреть на сколько продажи последующих месяцев отличаются от января.
  4.  Делим продажи февраля прошлого периода на январь прошлого периода.  И так последующие месяцы.
  5.  В результате мы получаем коэффициент, перемножив который на текущие продажи января мы получим прогноз продаж на будущий период.

Коэффициент сезонности в феврале относительно января 

Сезонностьфевраля=
Факт продажфевраля
Факт продажянваря

Коэффициент сезонности товаров по месяцам в продажах по категориям

Каждая категория товаров имеет свое сезонное изменение продаж. Индекс сезонности в таблице рассчитан:

  • • на основе факта продаж 456 магазинов формата Супермаркет
  • • исключены все продажи промо акций
  • • Учтены только сопоставимые магазины, присутствующие в течении всего периода (LFL)
  • • Анализ построен на основе трех лет продаж

КатегорииБакалеяВодаДиабетическое питаниеКулинарияКондитеркаЗамороженные продуктыМолокоМясоОвощи и фруктыПивоПтицаРыбаСокиСкачать данные в Excel

Коэффициент сезонности в торговле по категориям

Коэффициент сезонности Бакалея
Индекс сезонности в сентябре относительно января больше на 23%

Коэффициент сезонности Вода
Наибольшие продажи по воде приходятся на июнь — на 57% больше продаж января

Коэффициент сезонности Диабетическое питание

Коэффициент сезонности Готовая кулинария, салаты

Коэффициент сезонности Кондитерские изделия

Коэффициент сезонности Замороженные продукты

Коэффициент сезонности Молочная гастрономия

Коэффициент сезонности Мясная гастрономияКоэффициент сезонности Мясо и мясные изделия

Коэффициент сезонности Овощи и фрукты
Коэффициент сезонности отражает динамику изменения продаж в продуктовых магазинах. Снижение продаж на овощи и фрукты с мая  по сентябрь связанно с появлением собственных урожаев у покупателей

Коэффициент сезонности Пиво 

Коэффициент сезонности Птица и изделия из птицы


Коэффициент сезонности Рыбная гастрономия Коэффициент сезонности Рыба и рыбные изделия


Коэффициент сезонности Соки, нектары

Продажи по дням недели

День недели играет важную роль в изменении продаж в розничной торговле. Самые низкие продажи приходятся на понедельник, а пик выручки приходится на субботу. Выручка магазинов в субботу в 1,5 раза выше выручки понедельника.
Продажи по дням неделиEXCEL

Если статья была для вас полезна, ставьте Лайк или поделитесь информацией со своими друзьями.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + 19 =