Коэффициент сезонности объема продаж в магазинах или как спрогнозировать изменение продаж

Сезонность товаров отражает на сколько изменятся продажи на товары в будущем относительно заданного периода. Коэффициент сезонности используется для прогнозирования продаж на основе фактических продажах в прошлом.

Особенности расчета коэффициента сезонности:

 

  1. Сезонность учитывает влияние внешних факторов на изменение продаж. Основным признаком показателя сезонности является то, что мы не можем оказать влияние на его изменения. Например, увеличение продаж на цветы и конфеты в праздники 8 марта или рост объемов продаж мороженного в летний период. Мы не можем повлиять с вами на жаркую погоду или наличие праздников – все эти факторы являются внешними и относятся к сезонным колебаниям.
  2. Расчет сезонности исключает внутренние факторы изменения продаж Исключаем все колебания продаж в текущем периоде связанные с деятельностью магазина, которая не планируется в будущем. Например, проведение промо акций или отсутствием товара на полке.
  3. Используются только сопоставимые продажи по магазинампоказатель LFL

Совет:

Не используйте усреднение показателя по месяцам, используйте отклонения от текущего периода. Нередко можно встретит рекомендацию – «при расчете коэффициента сезонности рассчитайте среднее значение продаж за период и посмотрите отклонение продаж относительно каждого месяца». Данный метод приводит к ошибкам расчетах, так как не учитывает относительно какого месяца вы планируете продажи.

Коэффициент сезонности в розничной торговле

Сезонность%=
Продажи0
Продажи1
Факт продаж искомого периода
Факт продаж равносильного периода в прошлом

Как рассчитать сезонность продаж? Формулы и таблица сезонности в Excel.

Давайте рассмотрим пример расчета. Предположим, что сейчас январь месяц и нам надо рассчитать сезонность продаж на следующий год по месяцам.

  1. Исключаем все внутренние факторы, которые не планируются в будущем (акции, недопоставки и т.д.)
  2. Учитываем только магазины и объекты LFL.
  3. Возьмем продажи за прошлый период —  за год. Так как на дворе январь, то нам необходимо посмотреть на сколько продажи последующих месяцев отличаются от января.
  4.  Делим продажи февраля прошлого периода на январь прошлого периода.  И так последующие месяцы.
  5.  В результате мы получаем коэффициент, перемножив который на текущие продажи января мы получим прогноз продаж на будущий период.

Коэффициент сезонности в феврале относительно января 

Сезонностьфевраля=
Факт продажфевраля
Факт продажянваря

Коэффициент сезонности товаров по месяцам в продажах по категориям

Каждая категория товаров имеет свое сезонное изменение продаж. Индекс сезонности в таблице рассчитан:

  • • на основе факта продаж 456 магазинов формата Супермаркет
  • • исключены все продажи промо акций
  • • Учтены только сопоставимые магазины, присутствующие в течении всего периода (LFL)
  • • Анализ построен на основе трех лет продаж

КатегорииБакалеяВодаДиабетическое питаниеКулинарияКондитеркаЗамороженные продуктыМолокоМясоОвощи и фруктыПивоПтицаРыбаСокиСкачать данные в Excel

Коэффициент сезонности в торговле по категориям

Коэффициент сезонности Бакалея
Индекс сезонности в сентябре относительно января больше на 23%

Коэффициент сезонности Вода
Наибольшие продажи по воде приходятся на июнь — на 57% больше продаж января

Коэффициент сезонности Диабетическое питание

Коэффициент сезонности Готовая кулинария, салаты

Коэффициент сезонности Кондитерские изделия

Коэффициент сезонности Замороженные продукты

Коэффициент сезонности Молочная гастрономия

Коэффициент сезонности Мясная гастрономияКоэффициент сезонности Мясо и мясные изделия

Коэффициент сезонности Овощи и фрукты
Коэффициент сезонности отражает динамику изменения продаж в продуктовых магазинах. Снижение продаж на овощи и фрукты с мая  по сентябрь связанно с появлением собственных урожаев у покупателей

Коэффициент сезонности Пиво 

Коэффициент сезонности Птица и изделия из птицы


Коэффициент сезонности Рыбная гастрономия Коэффициент сезонности Рыба и рыбные изделия


Коэффициент сезонности Соки, нектары

Продажи по дням недели

День недели играет важную роль в изменении продаж в розничной торговле. Самые низкие продажи приходятся на понедельник, а пик выручки приходится на субботу. Выручка магазинов в субботу в 1,5 раза выше выручки понедельника.
Продажи по дням неделиEXCEL

Если статья была для вас полезна, ставьте Лайк или поделитесь информацией со своими друзьями.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × один =