Like for Like

Цели показателя Like for like (LFL). Формулы и методы расчетов

Like for like (LFL) - показатель сравнивающий текущий и прошлый период исключая объекты (магазины) отсутствующие в одном из периодов. Данный показатель позволяет оценить динамику изменений основного бизнеса без учета органического роста (открытия магазинов).

Анализ сопоставимых продаж - один из важнейших методов анализа продаж в розничной торговли. Показатель Like for Like отражает на сколько результаты текущего года изменились от относительно прошлого года, а также позволяет выявить причины данных изменений. Метод показателя основан на том, что при расчете исключаются все объекты (магазины), которые не имеют результатов в одном из периодов - показатель рассчитывается только по магазинам имеющим продажи в течении текущего и прошлого периодов.

LFL сопоставимые продажи

Исключения из расчетов:

  1. новые магазины, открытые в текущем году
  2. закрытые магазины в одном из периодов
  3. магазины закрытые на реконструкцию в одном из периодов

Цель показателя:

  1. определить на каком уровне мы находимся относительно прошлых периодов
  2. исключить влияние сезонности
  3. выявить причины снижения оборота, оттока покупателей
  4. спрогнозировать динамику будущих периодов

 

Like for like - исключаем реконструкции, закрытые магазины и новые магазины

Формулы расчетов показателя Like for like продажи:

LFL >0 положительная динамика - результаты текущего периода превышают прошлый
LFL =0 отсутствие динамики - текущий период равносилен прошлому периоду
LFL <0 отрицательная динамика - снижение результатов текущего периода
LFL 1 - текущий период
LFL0 - прошлый период

 

 

LFLРТО =
LFL1РТО
LFL0РТО
-1  
Розничный товарооборот  текущего периода
Розничный товарооборот прошлого периода
-1

Сопоставимые продажи относительно прошлых периодов

 

При сравнении текущих и прошлых периодов мы можем видеть рост продаж, но причиной роста является не положительная динамика основных магазинов. Но по какой причине выросли продажи? Рост достигнуть за счет положительной динамики сопоставимых магазинов или были открыт новые магазины? Показатель LFL позволяет исключить причины органического роста сетей и выявить какая была динамика по магазинам присутствующим в обоих периодах.В примере, мы видим, что итоговые продажи выросла на 0,6%, но показатель LFL вырос на 3,8%. Это значит, что рост по основным магазинам значительно превышает итоговые результаты - в прошлом периоде закрылись два магазина.

Благодаря показателю LFL мы исключили закрытые и новые магазины, что позволило увидеть настоящий прирост продаж по текущим магазинам.

 

Расчет показателя Like for like

 

Продажи Like for like (LFL) по магазинам:

Разложив показатель по отдельным магазинам мы можем определить на сколько стабильна динамика продаж и существуют ли магазины снижающие общий показатель.

При сопоставлении продаж если магазин был закрыт на несколько дней в одном из периодов, то и в другом периоде нужно исключить равносильные дни продаж.

В примере отрицательная динамика LFL только в одном магазине №2.

Один магазин может повлиять на отрицательную динамику LFL

Динамика показателя Like for like, анализ сезонности

Динамика показателя LFL позволяет определить положение относительно прошлых периодов и выявить сезонные изменения продаж. В примере результаты продаж со второго по пятый магазины.Из примера видно, что продажи в руб. снизились с июля по сентябрь с 251 млн. до 234 млн. руб. Без учета показателя LFL можно сделать вывод, что динамика продаж отрицательная.

При добавлении в анализ продажи прошлого года по сопоставимым магазинам, мы увидим, что продажи прошлого года также имели отрицательную динамику. Что свидетельствует о сезонном снижении продаж.

Снижение продаж. Причины?

Причины снижения - сезонный спад, определено показателем LFL

Причины снижения товарооборота. Анализ Like for like - продажи, покупатели, средний чек

Розничный товарооборот включает в себя средний чек и количество покупателей. При выявлении отрицательной динамики товарооборота LFL необходимо оценить какая динамика по данным показателям.

Рассмотрим наш пример в разрезе среднего чека и количества покупателей.

Формулы расчетов показателя Like for like покупателей:

Like for like трафика (LFL трафик- показатель сравнивающий текущий и прошлый период по количеству покупателей в сопоставимых объектах (магазинах), исключая количество покупателей из анализа при отсутствии продаж в одном из периодов.

В примере динамика количества покупателей (трафика) отрицательная - все больше покупателей уходят из магазинов. Причины оттока покупателей можно изучить тут

Like for like покупателей

 

LFLтрафик =
LFL1трафик
LFL0трафик
-1

 

 
Количество покупателей текущего периода
Количество покупателей  прошлого периода
-1

Формулы расчетов показателя Like for like средний чек:

Like for like ср.чек. (LFL ср.чек- показатель сравнивающий текущий и прошлый период по изменению среднего чека в сопоставимых объектах (магазинах), исключая средний чек объектов при отсутствии продаж в одном из периодов.

Видна положительная динамика среднего чека за весь период. Анализ изменения среднего чека можно найти тут.

Вывод: снижение товарооборота в сентябре до 1,4% LFL в связи с оттоком покупателей из сети на 2,1%, частично компенсировано приростом среднего чека на 3,6%.

Like for like средний чек

LFLср.чек =
LFL1ср.чек
LFL0ср.чек
-1

 

Средний чек покупателей текущего периода
Средний чек покупателей прошлого периода
-1

Прогнозирование продаж с использованием показателя LFL

На основе текущих продаж и продаж прошлого года можно рассчитать прогнозируемые продажи.
Существуют различные методики прогнозирования продаж. Наиболее распространенный вариант:
1. Средний показатель LFL текущего года проецируется на будущий период.
2. На будущий период проецируются результаты текущего месяца. Если в ноябре показатель LFL составил 1.7%, то мы можем планировать равносильный прирост в декабре.

Выбор подхода зависит от значительности изменений происходивших в отчетные периоды. Например, если в середине текущего периода была изменена политика продвижения и данная политика должна сохраниться в течении будущего периода, то логично учитывать средний показатель LFL с начала действия новой политики.

Прогноз продаж LFL

X5 Retail Group Годовая отчетность

2016 г. " Like-for-like sales improved by 7.7 % year‑on‑year" 

Годовой отчет Магнит 2015 год

"Выручка Компании выросла на 24,50% с 763 527,25 млн. руб. в 2014 году до 950 613,34 млн. руб. в 2015 году. Рост чистой выручки связан с увеличением торговых площадей и ростом сопоставимых продаж на 6,21% (c НДС)."

Окей Годовая отчетность 

"за 2015 год составили:  Общая выручка выросла на 6,3% и составила 161,3 млрд. руб., в то время как продажи сопоставимых магазинов выросли на 0,6% год к году;"

Лента Годовая отчетность 

2016 год. "Общий объем продаж вырос на 21,2% по сравнению с предыдущим годом, сопоставимые продажи – на 3,9%, сопоставимый средний чек – на 4%."

Дикси Группа компаний Годовая отчетность 

"In 1Q 2017, DIXY Group’s LFL sales declined 10% due to 8% decrease in the number of transactions and 2% average ticket reduction"

Поделись или поставь лайк, чтобы не потерять информацию


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 − три =